Представители ЦБ, Минфина РФ и Агентства по страхованию вкладов (АСВ) обсудили различные варианты изменения механизмов санации банков, дискуссия прошла в среду на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Три структуры представили ему свои предложения по усовершенствованию процедур финансового оздоровления банков, по итогам встречи Шувалов дал поручение о дальнейшей проработке организационных и управленческих вопросов акционерного механизма с целью выработки компромиссного варианта, рассказал порталу Банки.ру представитель секретариата первого вице-премьера.
Замминистра финансов РФ Алексей Моисеев, участвовавший в совещании, уточнил, что окончательных решений по вопросу совершенствования механизмов санации не принималось. «В целом идея акционерного санирования (прямое вхождение ЦБ в капиталы банков. — Прим. ред.) была поддержана. Детали будут прорабатываться», — сказал чиновник .
Человек, знакомый с повесткой встречи, сообщил, что на совещании обсуждался законопроект ЦБ о создании специального фонда санации банков, которых будет контролировать сам регулятор, тем самым замкнув процессы оздоровления проблемных кредитных организаций на себе и отстранив от санаций АСВ. Госкорпорация со своей стороны предложила «по-братски» поделить полномочия с ЦБ. В Минфине же предложили расширить инструментарий санации через bail-in.
Напомним, ЦБ задумал пополнять капиталы практически напрямую — через фонд или управляющую компанию, которая сможет создавать паевые инвестиционные фонды для продажи акций проблемных банков Центробанку. После санации уже здоровые банки будут продаваться «в рынок». Как писал ранее портал Банки.ру со ссылкой на свои источники, близкие к ЦБ, регулятор планирует учредить фонд как отдельное юрлицо наряду с УК и ПИФами. В АСВ считают, что будет лучше, если ЦБ создаст фонд, будет его финансировать и управлять им, а госкорпорация — будет управлять УК. В противном случае, как писали некоторые СМИ со ссылкой на свои источники в АСВ, конструкция, предложенная Центробанком, затруднит независимое управление санациями.
Минфин также предложил сохранить роль АСВ в оздоровлении банков, она прописана в новом законопроекте, согласно которому юрлиц включают в систему страхования вкладов. В этой конфигурации ответственность АСВ по таким депозитам предлагается установить в размере 1,4 млн рублей, как по физлицам. При этом к оздоровлению банков по принципу bail-in предложено привлекать лишь тех частных и корпоративных вкладчиков, которые хранили на счетах в проблемной кредитной организации свыше указанной суммы (ранее обсуждалась планка в 100 млн рублей).
Ранее некоторые СМИ сообщали, что вопросы Минфина, в частности, связаны с тем, что в случае санации банков через фонд ЦБ бюджет страны может недополучить причитающуюся ему по закону часть прибыли регулятора. Впрочем, по мнению участников рынка, борьба вокруг санации сейчас самая активная в плане аппаратных взаимоотношений, а новый вариант санации банков через bail-in, подготовленный Минфином в столь короткий срок, — это попытка сохранить за собой часть контроля над всей процедурой финоздоровления банков.
Президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян соглашается: при предложенных вариантах санации банков действительно возникает вопрос дублирования функций у разных структур. «Этот вопрос довольно серьезный, потому что избыточная концентрация функций не всегда работает на пользу. Нужно, чтобы некоторые функции были на аутсорсинге, тем более что АСВ уже и так находится в достаточной зависимости от ЦБ, чтобы свои решения ЦБ мог реализовывать через АСВ», — рассуждает собеседник Впрочем, он считает, что наличие разных вариантов санации банков, предложенных разными заинтересованными сторонами, это не столько борьба за контроль над всем процессом, сколько способ всесторонне усовершенствовать действующие механизмы. «Если же у регулятора есть недовольство работой АСВ, то надо открыто говорить о том, в чем это недовольство выражается, а не пытаться подменить АСВ, забрав его функции себе», — говорит Тосунян.
Оставить комментарий