Проблемы в экономике вынуждают российские власти опустошать резервы, которые оставались неприкосновенными почти 6 лет. Если за первое полугодие 2015 года на латание дыр было потрачено 500 млрд руб., то только за июль-август — уже 400 млрд руб. А до конца года Резервный фонд, по оценкам Минфина, может потерять 2,5–3 трлн руб. Чтобы сохранить кубышку, Дмитрий Медведев в четверг объявил о приостановке действия бюджетного правила: эта мера позволит правительству существенно сократить расходы, в том числе социальные. «Ситуация сложная, — признал глава кабмина. — Вопрос, как используются государственные деньги, сегодня имеет особое значение».
Прошлой осенью чиновники спорили, при какой стоимости нефти — 80 или 90 долларов за баррель — стоит распечатывать кубышку? Сегодня эти дискуссии выглядят полным анахронизмом и вызывают у их участников разве что нервный смех. Цены на нефть упали ниже 50 долларов за баррель. На этом фоне актуальность приобрел совсем другой вопрос: как растянуть имеющиеся резервы? По состоянию на 1 сентября в Резервном фонде страны находилось 4,7 трлн руб., а в Фонде национального благосостояния (ФНБ) — 4,9 трлн руб. Суммы вроде бы немаленькие, но при нынешних проблемах в экономике, помноженных на объем бюджетных обязательств, имеют тенденцию быстро испаряться. По словам министра финансов Антона Силуанова, с января по сентябрь правительству пришлось потратить 900 млрд руб. резервных средств и 350 млрд руб. из ФНБ. Причем в последние два месяца темпы расходов резко возросли. До конца года резервы, как ожидается, «похудеют» всего на 2,5–3 трлн руб.
Владимир Путин уже несколько раз предупреждал, что разбазаривать накопленные непосильным трудом золотовалютные богатства нельзя. Но другого выхода у властей пока нет. Силуанов признал, что впервые за последние пять лет наблюдается превышение расходов над доходами: в первом полугодии в бюджет пришли 6,6 трлн руб., а «ушли» 7,4 трлн. Дефицит, по его словам, обусловлен прежде всего сокращением нефтегазовых поступлений. По сравнению с прошлым годом они упали почти на 20%: в денежном выражении — это 2 трлн руб. Ситуацию удалось несколько выправить за счет ослабевшего рубля. «Рост курса доллара по отношению к рублю дал плюс на 1,1 трлн руб.», — уточнил Силуанов. Ну а остальной дефицит пришлось покрывать за счет резервов и новых заимствований, куда же деваться. Кроме того, «довольно много бюджетных средств», как выразился Медведев, пришлось потратить на поддержку банковской системы и реального сектора, а также обеспечение сбалансированности региональных бюджетов, которые погрязли в долгах как в шелках.
Чтобы остановить опустошение кубышки, правительство приняло решение отменить в 2016 году бюджетное правило, разные модификации которого действуют в РФ уже 10 лет. Оно предусматривает перечисление нефтегазовых доходов выше цены отсечения в резервные фонды (что в нынешних условиях само по себе нонсенс), а также формирование расходов бюджета, исходя из средней цены на нефть за последние несколько лет плюс 1% ВВП. «Этот механизм сыграл свою позитивную роль, — заявил Дмитрий Медведев. — Он позволял сформировать суверенные фонды, чтобы обеспечить стабильность финансовой системы, выполнять социальные обязательства, что и было сделано. Но при таких низких ценах на нефть мы должны беречь резервы и в большей степени опираться на другие источники». Если бы принцип бюджетного правила сохранился, резервы полностью испарились уже в начале следующего года, предсказывали эксперты. Новый подход позволит растянуть удовольствие. В 2016–2017 гг. из Стабилизационного фонда возьмут по 1 трлн руб. Таким образом, к 2018 году от былой роскоши останется всего 500 млрд руб. Пополнение резервов в ближайшую трехлетку не планируется. Однако руководители страны излучают осторожный оптимизм. «Плохой тренд на рынке энергоносителей налицо, но все еще может измениться», — недавно обнадеживал Путина Силуанов.
Впрочем, на заседании правительства глава Минфина предпочел воздержаться от эмоций и сухо перечислил основные тревожные симптомы, которые могут негативно повлиять как на исполнение настоящего бюджета, так и на формирование следующего. Помимо цены на нефть это общий спад в экономике, уже отразившийся на налоговых доходах. Хотя по итогам первого полугодия налог на прибыль вырос на 26%, в последние два месяца наблюдаются «достаточно волатильные» поступления, темпы снижаются, предупредил Силуанов. Более-менее предсказуемо пока ведут себя физические лица — их налоговые отчисления выросли на 4%. Дмитрий Медведев, в свою очередь, пообещал, что «несмотря на достаточно сложный, неблагоприятный экономический фон» правительство выполнит свои обязательства по выплате пенсий, пособий и субсидий. «Бюджетная система по основным параметрам остается стабильной и сбалансированной», — заверил премьер, отметив, что аналогичный подход будет использоваться и в следующем году.
Впрочем, основные параметры будущего бюджета на заседании правительства не назывались. Медведев лишь предупредил, что расходы будут серьезно урезаны и чтобы разобраться со всеми ведомствами и утрясти имеющиеся разногласия (в частности до сих пор не решен крайне чувствительный вопрос о размере индексации пенсий и пособий), правительству нужен еще один месяц. Из-за экстренной ситуации проект бюджета планируется внести в Госдуму не, как обычно, в сентябре, а не раньше конца октября. При этом власти решили отказаться от долгосрочных прогнозов и вернуться к однолетнему циклу планирования. «Годовой бюджет позволит в настоящий момент опираться на более точный прогноз основных макроэкономических показателей и учитывать текущие тенденции», — пояснил Медведев.
Оставить комментарий