В системе быстрых платежей (СБП) может появиться новая функция — оплата проезда в общественном транспорте по QR-коду. О том, что такой сервис обсуждается, «Известиям» рассказали участники рынка. Информацию подтвердили в ЦБ. Также рассматривается возможность внедрения в СБП бесконтактной оплаты с помощью NFC-метки, когда клиенту достаточно просто приложить телефон к терминалу, знают в Промсвязьбанке. Сегодня молодые россияне часто не носят с собой ни банковских, ни транспортных карт, поэтому дополнительная возможность оплаты проезда с помощью смартфона будет востребованной, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Правда, сканирование QR-кода через мобильное приложение занимает в несколько раз больше времени, чем расчеты через NFC.
Цифровой проездной
Об интеграции транспортных проектов в СБП «Известиям» рассказали в пяти банках — участниках системы, в том числе в ВТБ, Газпромбанке и в «Открытии». Этот сервис планируется реализовать после обсуждения с участниками рынка, заявили «Известиям» в ЦБ. В регуляторе добавили, что выступают за внедрение в СБП различных функций и вариантов оплаты.
Схема взаимодействия останется та же, как и при оплате проезда банковской картой, пояснили в ВТБ. Это будет безналичный перевод денежных средств со счета физического лица, открытого в одном банке, на счет транспортного оператора.
— Городские, пригородные и даже междугородние перевозки — одно из наиболее приоритетных направлений развития, где оплата посредством СБП будет удобна для пассажиров, — уверен директор управления продуктов наличного денежного обращения Газпромбанка Антон Власкин.
Предполагается, что для оплаты проезда через СБП QR-код с реквизитами платежа (получатель, стоимость) будет выводиться на терминалах, которыми уже оборудован транспорт. Пассажиру нужно будет открыть камеру и отсканировать код, а затем согласиться с оплатой в мобильном банке.
В СБП может быть два вида QR-кодов. Статический — всегда один и тот же, распечатанный на бумаге и вывешенный на видном месте — будет содержать реквизиты для оплаты проезда (данные о тарифе и маршруте). Динамический выводится на устройстве (например, на терминале, которым уже оснащена большая часть наземного транспорта) и работает только через интернет, пояснил руководитель дирекции транспортных и социальных карт «Золотой короны» Александр Гришин.
Новая функция позволит перевозчикам оптимизировать свои расходы за счет экономии на эквайринге, считает начальник управления розничного бизнеса банка «Левобережный» Григорий Иванюк. Однако цифр он не назвал.
Для транспортных предприятий оплата через СБП может означать снижение затрат за счет замены терминалов в транспорте на статические QR-коды, которые даже можно распечатать на бумаге, отметил руководитель направления развития электронной коммерции Райффайзенбанка Георгий Коннов.
Хотя QR-код в СБП активно обсуждается в качестве альтернативы оплаты банковскими картами, далеко не каждый пассажир готов доставать смартфон и проводить с ним какие-то манипуляции в автобусах, троллейбусах и трамваях, особенно в часы пик, считает председатель правления банка — участника СБП «Нейва» Павел Ефремов.
В Промсвязьбанке «Известиям» сообщили, что на рынке обсуждается возможность внедрения в СБП бесконтактной оплаты по аналогии, например, с Apple Pay: в NFC-метку может быть зашита та же информация о платеже, что и в QR-код (в том числе его стоимость). Такой вариант оплаты проезда через систему будет наиболее удобным и востребованным, считают в кредитной организации.
Льготы без карты
Оплата проезда в общественном транспорте с помощью QR-кода будет востребованной в том случае, если она станет повсеместной — тогда пассажиры к ней привыкнут и будут ею пользоваться, считает управляющий директор агентства «Национальные кредитные рейтинги» Станислав Волков. По его словам, многие молодые люди не носят с собой кредитные и транспортные карты, но имеют банковские приложения на своем смартфоне — они оценят сервис. Кроме того, этим способом оплаты смогут воспользоваться частные водители такси.
Сейчас во многих городах есть специальные тарифы для проезда: повременной, пересадочный, накопительный, различные типы абонементов, а также льготные тарифы — для студентов, школьников, пенсионеров, многодетных семей, отметил Александр Гришин. Он пояснил, что каждый тариф «зашивается» в отдельную пластиковую карту. Каждый такой тип карты обслуживается в транспортном терминале по отдельному правилу — сейчас это обеспечивают автоматизированные системы оплаты проезда. Интеграция СБП с такими системами может обеспечить реализацию оплаты проезда по QR-коду, подчеркнул специалист.
— Транспортные системы будут поставлять из своей базы данные для формирования билета и платежа, а СБП обеспечит платежный функционал. Тогда при сканировании QR-кода система сама поймет, сколько денег списать с пассажира. Для проезда ему не нужно будет иметь при себе транспортную или льготную карту, — пояснил Александр Гришин.
Уже сейчас с помощью Apple Pay или Google Pay можно оплатить многие транспортные услуги, а вот Mir Pay пока работает не везде, отметил директор операционного развития «БКС Премьер» Иван Мазов. Он добавил, что в транспорте, особенно в крупных городах, решающую роль играет скорость обслуживания, при этом сканирование QR-кода через мобильное приложение занимает в несколько раз больше времени, чем оплата с помощью NFC на смартфоне.
Оставить комментарий