Когда по соседству расположен пустующий участок, заброшенный или просто неогороженный, соблазн прихватить несколько лишних соток есть всегда. Но рано или поздно самозахват обнаруживается. Его выявит либо муниципальный земельный контроль, либо собственники участка, либо наследники собственника, которые могут начать осваивать землю через несколько лет после ее получения. И тогда у захватчика остается два пути: ввести экспроприацию в законное русло или вернуть излишки законному владельцу. «По статистике, в четырех из пяти случаев самозахвата землю приходится возвращать», — рассказал «РГ» специализирующийся на земельных вопросах юрист Юрий Зебрович.
В Министерстве имущественных отношений Подмосковья напоминают, при каких условиях чужие сотки можно сделать своими. Прежде всего присоединяемая земля должна находиться в региональной или муниципальной собственности — прирезать участок, у которого имеется частный собственник, не получится. Откажут в присоединении земли, если она находится в охранной зоне или в зоне прохождения магистральных трубопроводов.
Ну и будет учитываться площадь присоединяемой земли. Согласно Земельному кодексу, максимально можно присовокупить участок, не превышающий площади, допустимой правилами землепользования и застройки для каждой категории земель. Для СНТ, например, это 15 соток, для ИЖС — 30. Но есть нюанс. Муниципалитетам дано право самостоятельно корректировать максимально возможную площадь перераспределения, исходя из ситуации с наличием свободной земли. В столичном регионе, где очень высокая плотность застройки и дефицит территорий, практически везде действует правило: добавлять можно не более 10% от площади участка, к которому прирезается дополнительная земля. То есть, если ваша дача расположена на 10 сотках, максимум, что получится присовокупить — еще одну.
Как утверждает министр имущественных отношений области Наталья Адигамова, перераспределение земли является самой популярной услугой в земельно-имущественной сфере — ежемесячно за ней обращаются порядка 3-3,5 тыс. человек. Но многие из них приходят уже по факту пользования чужими сотками. «Часто бывает так, что человек получил участок еще в советское время, когда межевание проводилось на глаз, без определения четких границ. До вступления в силу нового Земельного кодекса в 2001 году такие участки без границ спокойно ставились на кадастровый учет. А теперь любое юридическое действие с таким участком требует его полного оформления. Люди обращаются к кадастровым инженерам за установкой границ — тут-то и выясняется, что когда-то, ставя забор, хозяева участка залезли на чужую территорию», — объясняет Зебрович. По его словам, обычно в таких случаях власти гражданам не отказывают и перераспределяют землю, которой люди и так уже давно пользуются, в их пользу. А вот свежие самозахваты чаще всего приходится возвращать — в области очень мало земли, которую можно перераспределить, не нарушая ничьих интересов.
Оставить комментарий